Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Болгарский режиссер Иванка Грыбчева
23.12.2010 18:13

Васил Михайлов стал героем еще одного, художественно гораздо более зрелого фильма, «Хирурги», поставленного Иванкой Грыбчевой по сценарию Георгия Данаилова. Он играет в фильме хирурга Панова, человека одержимого, фанатически преданного своей профессии. И авторы находят острые ситуации, чтобы показать одержимость Панова не в декларациях, а в реальных поступках. 
В больницу привозят девочку с острым аппендицитом, нужна немедленная операция, но невежественные родные —цыганская семья, приехавшая в больницу всем своим многочисленным составом,согласия не дает. Она умрет, объясняет Панов. Значит, судьба такая, а под нож не дадим, отвечает отец. И тогда Панов похищает девочку: ее выносят через заднюю дверь, кладут в машину, родители кидаются за ней, во дворе вспыхивает драка, сыплются удары, но, вскочив на подножку, Панов успевает уехать вместе с девочкой в другую больницу, где делает операцию. Тут бы следовало ожидать счастливого исхода и благодарных слез родителей. Но авторы избегают легких решений: операция прошла успешно, но девочка умирает от сердечной недостаточности. По двору больницы едет телега с маленьким гробиком, а за ней понуро идут родные...
     В институт приезжает комиссия. И опять авторы идут мимо традиционной возможности показать черствых, некомпетентных чиновников, которые не могут оценить талант Панова. Нет, это квалифицированные врачи. Но председатель комиссии, старый доктор, спрашивает Панова: имеете ли вы нравственное право навязывать этим темным, непросвещенным людям свою просвещенную волю? Ведь для них вы —убийца их ребенка. И Панов вынужден согласиться, что такого права не имеет.
     Однако все дело в том, что умом Панов все понимает, но поделать ничего с собой не может. В ту секунду, когда он надевает халат, он знает «одной лишь думы власть...». И коллеге, которая оперирует плохо, он может сказать: хирургия —это не женское дело, лучше подите сделайте кофе. И красавцу анестезиологу, который считает, что его обманом завлекли в эту дыру, где завял бы сам Кристиан Бернар, и утешается с женой своего сослуживца, бесцеремонно замечает: «Ты можешь спать с кем хочешь, но ты не имеешь права спать с женой коллеги, когда он на ночном дежурстве: это плохо отражается на его работе». И судьбу неизлечимо больного старого друга, который не хочет продлевать свои страдания, мучась с капельницами и зондами, решает по - своему. Панов, как он показан в фильме, не может не решать, не вмешиваться, не «брать на себя». Отсюда его постоянные конфликты. И даже когда он решается оперировать сына крупного начальника, несмотря на уговоры своего шефа не рисковать, оперирует успешно и зритель ждет, что кончатся все неприятности Панова, вдруг выясняется, что оперировал он другого мальчика. 
     Режиссура Иванки Грыбчевой, до сих пор выступавшей в области детского кино, в этом фильме скупа и точна. Начиная со вступительных титров, когда лица героев появляются в узкой прорези затемненного кадра, словно сквозь хирургическую маску, режиссер заботится прежде всего о достоверности обстановки, точности профессионального поведения героев и атмосферы больницы. Она умеет воссоздать драматический сюжет операции, передать напряжение работы, когда счет идет на секунды, и усталую расслабленность первых послеоперационных минут. В картине нет аффектированных страстей, метаний камеры, режиссерского самовыявления —она намеренно скромна. И тем не менее оставляет сильное впечатление своей точностью, правдой, остротой ситуаций, их небанальным решением.

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.