Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Историзм болгарского кино
23.12.2010 18:54

Чувство историзма, переживание судьбы нации, столь важное для сегодняшней Болгарии, выразило себя в разных областях культуры: например, в таких работах, как книга Тончо Жечева «Болгарская пасха, или Страсти болгарские», посвященная кульминационному моменту национального и культурного возрождения Болгарии, исследованию ее литературы в связи с национальной историей. В кино чувство это возросло и воспиталось на осознании исторического перелома, связанного с превращением Болгарии сельской в Болгарию индустриальную; оно проявилось в понимании темы Сопротивления и революции как темы современной, дающей импульс для жизни сегодняшней; и, наконец, в стремлении исследовать белые пятна на карте болгарской истории. Так болгарское кино обращается к одной из самых трагических страниц своего революционного движения —к покушению в церкви «Святая неделя» и последовавшему за ним террору 1925 года. 
     Итак, фильм Людмила Стайкова по сценарию Анджела Вагенштайна «Дополнение к закону об охране государства». Он начинается с хроники страшных событий полувековой давности, как бы демонстрируя желание авторов быть верными истории, ее фактам. Солдаты и пожарные раскапывают обломки, уносят на носилках убитых и раненых. Но царь Борис, опоздавший на богослужение, остается жив. А потом —три виселицы, палач надевает колпаки на головы осужденных, выбивает табуретки из - под ног... Покушение —кульминация. Фильм рассказывает о том, что предшествовало этому взрыву, какие политические обстоятельства привели к нему и что за ним последовало. Начало событий датировано июнем 1924 года. Потоплено в крови Сентябрьское восстание 1923 года. В стране затишье. Монархо - фашистское правительство Цанкова пытается уверить западное общественное мнение, что происходит либерализация режима. Но это для Запада. А у себя, прикрыв двери кабинета, министр внутренних дел диктует секретную инструкцию всем местным начальникам полиции —списки потенциально опасных элементов, тех, кого надлежит по специальному сигналу схватить и уничтожить. Звучат фамилии, и мы видим этих людей на улицах Софии, в маленьких городках —учителей, студентов, рабочих. И в офицерской казарме по условному знаку палача и садиста майора Поркова его подручные затягивают веревку на шее захваченного ими секретаря Софийского комитета партии Антона Иванова . Фашистский террор, провокации, расправы по суду и без суда. В этих условиях коммунистическая партия, понесшая серьезные потери в сентябрьские дни, должна определить свою линию борьбы.
     Картина, начатая как политический детектив —убийством в поезде, слежкой, допросами,перерастает в глубокий политический спор о стратегии и тактике коммунистического революционного движения. И авторы не упрощают позиций оппонентов, не подсказывают правильных ответов. Да, сегодня с высоты исторического опыта ясно, к каким гибельным последствиям привело тогдашнее решение руководителей военной организации компартии прибегнуть к контртеррору: после покушения в «Святой неделе» началось поголовное уничтожение коммунистов и членов Земледельческого союза, избиение интеллигенции. Но фильм дает психологическое и историческое объяснение этого трагически ошибочного решения. 
Стефан Гецев, Георгий Георгиев - Гец показывают своих героев людьми бесконечно преданными делу партии, переживающими потери, гибель товарищей и желающими немедленно, сейчас же ответить ударом на удар. Да, они ошибаются, но по - человечески можно понять и их гнев, и горячность, и потребность немедленного действия. И еще делается понятно, что поворот партии в сторону кропотливой повседневной работы в массах требует куда большего мужества и воли, чем выход на улицу с пистолетом или взрыв церкви.
     В этих персонажах как бы персонифицирована психология и философия революционного левачества, экстремизма, что делает историческую картину глубоко современной. Не случайно один из вариантов сценария начинался с современного пролога —с террористических акций в разных уголках сегодняшнего мира. Болгарские художники имеют внутреннее право вынести свой опыт на арену мирового революционного движения, ибо мало где лево - радикализм раскрыл себя в такой полноте. И привел к столь трагическим последствиям. Но давая поступкам своих героев недвусмысленную оценку, авторы не отказывают им в уважении, в человеческом понимании. В финале .картины оба оппонента —и герой Ивана Кондова, выступавший против террористических методов борьбы, и герой Гецева —вместе отстреливаются в горящем доме от полиции и солдат. Они погибают оба —и тот, кто знал верный путь, и тот, кто ошибался, оставаясь верными делу революции до конца.
     В фильме есть воздух времени, драматизм борьбы и подлинный оптимизм, который рожден пониманием глубинного хода исторических событий. И когда после всех расстрелов, пыток, истязаний на экране возникают слова погибшего в те дни поэта Гео Милева о том, что время реакции —всегда лишь запятая в историческом процессе и никогда не точка, их воспринимаешь как закономерное выражение концепции фильма, позиции его авторов.
Картина Вагенштайна и Стайкова была удостоена высшей награды Варненского фестиваля«Золотой розы». 

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.