Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Лучший сценарий Любена Станева
23.12.2010 17:07

Именно о таком случае рассказывает сценарист Любен Станев и режиссер Веселина Гериньска в фильме «Вина».
В провинциальном городке происходит преступление —изнасилование молодой работницы. Но весь городок встает на защиту насильника Живко Топалова, пытаясь избавить его от справедливого наказания. Самые удачные эпизоды этого весьма схематичного по своей драматургии фильма связаны с точностью изображения маленького городка, в котором каждая новость тут же становится всеобщим достоянием, предметом пересудов, где путь главных героев по улице наблюдается десятками глаз из - за полуприкрытых занавесок, где местные горячие источники окружены индивидуальными сарайчиками с огромными замками и где «нужный человек», связанный со всеми узами взаимных обязательств, услуг, одолжений, прикрывается от наказания любыми способами —от запугивания свидетелей до прямого давления на судью. Творческое прошлое Гериньской, известного документалиста, ясно проглядывает в этом документально точном и страшном изображении многоликости и скрытой цепкости мещанства, его реальной силы. 
    Но было бы глубоко ошибочно предполагать, что процессы миграции и урбанизации страны запечатлены болгарским кинематографом только в их негативных сторонах. Болгарское кино показывает вчерашних крестьян на стройках и заводах, оно ищет нового героя, сформированного эпохой строительства социализма в стране интенсивной индустриализации. Несомненно, лидируют здесь документалисты. Картины Христо Ковачева «Строители» и «Агрономы» объемно и психологически глубоко исследуют людей дела, рабочих, обладающих новой коллективной психологией, чувством ответственности, масштабным мышлением. Игровое кино пока лишь пробует создать на экране полнокровный образ сегодняшнего рабочего, руководителя нового типа. Но первые успехи на этом пути уже есть.
     Надо сразу сказать, что это картина скромная по своим художественным достижениям. Но она заслуживает внимания именно потому, что в ней появляется новый для болгарского кино герой и новый конфликт.
Добрин Жеков —руководитель бригады электриков на крупной стройке, которая находится в самом горячем пусковом периоде. Счет идет на минуты. Но когда бригада приходит утром на работу, выясняется, что оборудование, которое нужно монтировать, не пришло —их посылают вкручивать плафоны —работа, для которой высокая квалификация не нужна. И тогда Жеков говорит: «Хватит!» Ему надоело «вкалывать» сверхурочно, прикрывая безответственность и лень других, ему надоела неразумная, бесхозяйственная трата сил и средств в надежде, что конечный результат все спишет. И Жеков приказывает бригаде на работу не выходить. Ситуация, чрезвычайно напоминающая нашу «Премию», с той только разницей, что рабочие здесь отказываются не от премии, а от работы, при этом теряя и в деньгах, чтобы привлечь внимание к непорядкам. Васил Михайлов играет Жекова совершенно иначе, чем Евгений Леонов —своего Потапова. Его Жеков резок, жесток даже, в нем нет обманчивой мягкости Потапова, и, когда кто - то из бригады нарушает общий уговор и начинает вкручивать лампочки, он не колеблясь толкает ногой лестницу - стремянку, так что «штрейкбрехер» летит с высоты на пол. 
     Но разница с «Премией» не только в манере исполнения и в характере центрального персонажа. Там отказ от премии мгновенно вызывает цепную реакцию на разных уровнях управления. Здесь отказ от работы не вызывает ровно ничего. Рабочие, решившиеся на такой невероятный поступок, с некоторыми опасениями ждут последствий. Но начальник участка просит их только тихо сидеть в своей комнате и не маячить на глазах. Выйдя на бой, герои встретили вместо противника пустоту —пустоту равнодушия. И тогда Жеков приходит в местный радиоузел и объявляет собрание всех бригад, которые сидят без дела. И только в момент начала собрания зритель понимает истинные масштабы происходящего: зал набит сотнями людей, которые уж не первый день ничего не делают на авральной стройке, потому что делать нечего: не подвезли материалов, не пришло оборудование и т. д. К сожалению, с этого момента фильм начинает явно уступать «Премии», прокручиваться на месте. Рабочие справедливо говорят, что дальше так работать нельзя, а начальник стройки, соглашаясь с ними, настаивает, что работать все - таки надо, что «смысл в движении». И дальше этого мысль фильма не развивается. Однако проблема ответственности каждого за свое дело поставлена, интересный, сильный герой есть, и уже это заставляет обратить на фильм внимание.

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.