Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Национальный характер в болгарском кино
23.12.2010 22:01

Один из наиболее чутких диагностов процессов болгарского кино Ивайло Знепольский констатировал: «По - видимому, после фильмов наблюдения и преклонения перед жизненным фактом, реабилитировавших реальность, в болгарском кино появляется стремление к более сложным повествовательным и идеологическим конструкциям. «Бассейн»не единственный и не первый такой фильм, но пока что он, пожалуй, лучше всего отвечает этой потребности». А в статье о фильме «Авантаж» критик высказывается еще более определенно, замечая, что «одновременно со значительными достижениями в так называемом «миграционном цикле» родилось стремление к более крупным повествовательным формам, близким к роману, к более сложным жанровым сплавам».
Это стремление к более сложным повествовательным формам и конструкциям заметно именно в тех произведениях, авторы которых ищут многомерное изображение времени и героев.
     В самом деле, ни Невена в «Воспоминаниях о двойняшке», ни герои «Бассейна» не укладываются в определенную односложную формулу, они противоречивы, они в движении, которое совершается часто непредусмотренными маршрутами, они в конфликтных ситуациях с временем. Все это в повышенной, обостренной степени относится к герою фильма «Авантаж» режиссера Георгия Дюлгерова и его соавтора по сценарию и исполнителя главной роли Руси Чанева.
«Авантаж» на воровском жаргоне —выгодное дело, и фильм повествует о воре —короле карманников Лазаре Касабове по прозвищу Петух. Но картина не имеет ничего общего с канонами и задачами криминального жанра. В качестве старших его родичей можно, скорее, назвать ленту «Бонни и Клайд» Артура Пенна или «Калину красную» Василия Шукшина. Его герой —человек с незаурядными задатками, безуспешно стремящийся вырваться из запрограммированного социального фарватера. 
«Судьба играет человеком, а я играю ею»,напевает Петух. Жизнь его и есть игра, смена социальных амплуа, в которых он пытается самоосуществиться. Король карманников, разъезжающий на пролетках в дореволюционной Болгарии, благородный вор и кумир женщин —одна роль; герой - летчик, рассказывающий пионерам о своих подвигах,вторая; передовик бригадирского движения —третья; раскаявшийся заключенный, который объясняет работникам милиции секреты своего ремесла и даже провоцирует побег из тюрьмы, чтобы затем выдать своих товарищей и подтвердить репутацию раскаявшегося преступника,четвертая. И что удивительно, в каждое свое воплощение сам герой верит до конца, он легко идет навстречу требованиям времени, он готов принять любую форму, лишь бы быть в числе первых, заметных, вызывать восторг женщин и уважение мужчин.
     Можно назвать это тщеславием, можно определить как жажду самоутверждения, можно увидеть в этом разнообразие возможностей, заложенных в характере, и его удивительную пластичность.
«Мой постоянный интерес к проявлениям национального характера у острых конфликтных ситуациях, к психологии действенной, целеустремленной личности, подчиняющей обстоятельства своей воле и намерениям, определил выбор прототипа героя»,писал Г. Дюлгеров.
     Но фильм Дюлгерова и Чанева не только о человеке, об «определенных проявлениях национального характера», но и о времени, точнее, временах, в которых он действует. Летчик - герой играет с пионерами в ловлю диверсанта, пока разогретые шпиономанией ребята всерьез не закидывают его камнями —смущенная учительница уводит его с повязкой на лбу. Участник бригадирского движения, он ставит рекорды, проявляет инициативу, он в первых рядах; но вот его возлюбленная бросается избивать девушку из соседней бригады, пытавшуюся похитить переходящее знамя, он отрывает ее от жертвы, и, возмущенная его предательством, подруга открывает милиции, что Касабов не тот, за кого себя выдает. Каждый раз что - то мешает этому несостоявшемуся Бардоне «слиться с эпохой», со средой, «принять до конца правила игры». И его инстинктивно отвергают как раз те, в ком клише времени и среды зафиксированы наиболее полно. Как раз в передаче этих клише, языковых, бытовых и прочих, с особой силой открывается наблюдательность Дюлгерова. И гибель Касабова, которая многим критикам представляется некой уступкой мелодраме, в сущности, проявление той же закономерности: законы воровского мира он тоже не может принять до конца и потому ценой собственной жизни спасает мальчишку, который может пасть жертвой этих законов. 
     Жизнь Касабова обрывается в 50 - е годы. Фильм заканчивается в наши дни, когда участники событий прошлого как бы делятся с авторами воспоминаниями о Петухе. И тут главное для режиссера —показать смену социальных форм и стандартов. Бывший следователь из своей каморки переместился в современный деловой кабинет. Жена Касабова —в модном парике, скрывающем ее поседевшие волосы. Наивные фрески в ателье рыночного художника сменились современным модерном. Быт стабилизировался, и в нем уже нет места для экспериментов, для непосредственности и «игры» Петуха.
     Вслед за «Воспоминаниями о двойняшке» картина «Авантаж» открывает новые эстетические горизонты в болгарском кино, показывая неповторимость индивидуального мира человека и сложность его отношений с космосом мира социального.
Что же означает для болгарского кино период 1976 —1977 годов? 
     Несомненно, цикл «миграционных» картин, принесших болгарскому кинематографу интерес национального зрителя и внимание мировой критики, прошел свой зенит. На первое место в репертуаре выдвинулась другая группа картин, повествующая о пути нации в переломные периоды ее истории. Кино все чаще оглядывается на причины и следствия исторических событий, иногда отнесенных во времени далеко от самого этого события.
     Не момент, а процесс, не статичный снимок натуры, а кинолента, начало и конец которой теряются во времени, не разорванное время, а тесная связь между прошлым и сегодняшним днем характерны для лучших картин болгарского кино.
Одним из проявлений его историзма являются поиски большой формы, утверждающей себя в «Воспоминаниях о двойняшке», в «Бассейне» и «Авантаже». 

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.