Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Поэтика болгарского кино
23.12.2010 21:55

Поэтический вариант реконструкции истории предложили сценарист Анджел Вагенштайн и режиссер Иван Ничев в фильме «Звезды в волосах, слезы в глазах». Кадр в этом фильме часто заключен в рамку театрального портала: занавес с пухлыми наивными амурами, керосиновые лампы. Венецианский мавр, стреляя из театральных пистолетов, шествует мимо перепуганных крестьян, мимо повозок, набитых живностью, по узким улочкам к зданию городской управы, преследуя чиновника, осмелившегося отказать артистам в помещении для спектакля... Начало века, бродячая нищая труппа под громким названием «Обновление». Романтические театральные страсти —и суровая проза борьбы за существование.
Несколько лет назад греческий режиссер Ангелопулос поставил свой знаменитый фильм «Труппа», где история бродячих комедиантов вбирала в себя всю политическую и социальную жизнь Греции бурных 40 —50 годов. Конечно, фильм «Звезды в волосах, слезы в глазах» не поднимается до этого уровня, но авторы и не ставили себе таких задач.
     Для авторов фильма возвращение к бродячему театру начала века имеет двойной смысл. С одной стороны, они создают болгарский вариант «ретро», восстанавливая моды, быт, культуру того времени —стиль «сецессион» роскошных столичных гостиниц и спальных вагонов; простодушие сельских харчевен, с их смесью бедности и изобилия; жадная тяга к культуре в молодой интеллигенции и дремучее невежество чиновничества. С другой же стороны, авторы ставят перед своими героями вечные вопросы —служить ли великому искусству или идти на компромисс, ставить ли Шекспира и Горького или водевили и расхожие мелодрамы? Предпочесть ли обеспеченное существование в стационарном театре, но под строгим контролем городской управы, или отдаться на волю ненадежного случая, но зато быть свободными? 
     И оттого, что вопросы эти ставятся на столь, казалось бы, скромном материале, они ничего не теряют в своей существенности, и вечность проступает здесь еще более явственно.
До сих пор мы говорили о прямом изображении прошлого в фильмах исторических. Но и в ряде современных болгарских картин история присутствует —неявно, как их фон. Это относится прежде всего к фильму Христо Ганева и Бинки Желязковой «Бассейн».
Картины Желязковой и Ганева о прошлом всегда были «беременны» настоящим. Поэтому закономерен и их приход к современной теме в «Бассейне». Но столь же закономерно, что настоящее в их картине многими нитями связано с прошедшим.
     Раздумья о принципиальности и о компромиссе, об ответственности художника, о предназначении человека и о поисках себя составляют тему преемственности.
     Три героя входят в фильм: немолодой архитектор, чьи проекты остаются нереализованными и он хоронит их в своей мастерской, как на кладбище, предпочитая уступкам ничегонеделание; артист «оригинального жанра»Бонн,—комик - буфф, сомневающийся в своем таланте, а значит, и в своем праве обращаться к зрителю, и девушка, терзаемая неуверенностью в себе и неясностью жизненной цели. Создается треугольник: оба героя влюблены в девушку, она отвечает взаимностью архитектору Апостолу. Но это первый слой «Бассейна»действительное дно его, в отличие от бассейна, где плавают герои, куда глубже. 
     Придя к Беле, которую он вытащил после неудачного прыжка в бассейн. Апостол обнаруживает, что квартира ему знакома: здесь когда - то, в годы Сопротивления, он прятался от полиции; здесь был тайник, где хранились документы. Эта встреча с прошлым, более того, поверка революционным прошлым настоящего вообще характерна для болгарского кино: вспомним, как в фильме «Любовь» героиня в кризисные моменты жизни обращалась мыслью к своей тетке —партизанке военных времен, погибшей во Вьетнаме, где она была врачом. Так и здесь: найдя в тайнике удостоверение личности с фотографией девушки —своей сверстницы.        Бела упорно ищет хозяйку удостоверения, дает объявления и наводит справки. В прошлом она ищет нравственной опоры. Потому и тянет ее к Апостолу, представляющему это романтическое и суровое прошлое.
Поиски себя —постоянный лейтмотив фильма; героиня примеряет разные личины, разные жизненные роли: «роковая дама» в седом парике, модная манекенщица в длинном вечернем платье, спортсменка, прыгающая с вышки,она готова влюбиться в любую форму. Это человеческий материал, который еще ждет своего скульптора. Мнимости окружают и Бояна: рояль с веревочными струнами, телефон, в котором нет электрической начинки, флейта без клапанов, записанные на пленку «смех №1» и «плач № 5». Он тоже пытается во все вдохнуть жизнь, он имитирует все звуки —от музыки фортепьяно до гудков телефона,но общий смысл остается неясным ему самому, он пока только имитатор, а не артист. Именно поэтому и Боян и Бела тянутся к Апостолу. «Он перенес меня в прошлое, и жизнь моя стала богаче»,признается Бела. 
     Но прошлое вовсе не выступает в картине панацеей от всех бед. Для Апостола встреча с Белой —встреча с молодостью, безоглядно рвущейся вперед,тоже по - своему поучительна. Недаром в финале он без сожаления сжигает те проекты, которые никто не пожелал осуществить,ведь принципиальность, ставшая бездействием, тоже капитуляция! Надо работать, надо иметь мужество все начать сначала. Это понимает и Боян: его собственные сомнения в своем призвании не то чтобы преодолены, но обращены в действие...
     Три не очень счастливых человека, с которыми мы познакомились в начале фильма, не стали безмятежно радостными. Фильм жестоко осмеивает фальшь бодряческого телеоптимизма, при котором даже старость и смерть обрабатываются в жизнерадостном духе рассказа о «старых людях нового типа». Картина тревожна и раздумчива, финал ее открыт, зрителю не предлагают успокоительного хеппи энда. Но герои приходят к некоему нравственному рубежу, к осознанию своей ответственности перед прошлым и настоящим, к исходной точке нового пути. И образ бассейна, в котором меняют воду, обретает символический смысл.
     Еще раз подчеркнем: этот «Бассейн» имеет не предусмотренную обычными техническими нормами и характеристиками глубину, сюжет его многослоен. Нельзя не сказать о выразительной, экспрессивной режиссуре Бинки Желязковой, о высокой артистической культуре Косты Цонева и Цветаны Маневой, о безупречной пластичности Климента Недчева и искренности Янины Кашевой —актеров фильма. Но известную затянутость фильма, некоторые излишества его режиссуры —воздушные шарики, зонтики, рапиды —не заметить тоже нельзя. А в ряде эпизодов многозначность просто уступает место ложной многозначительности.


 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.