Погода в Болгарии

Авторизация



Поиск по сайту

Статистика сайта

 Яндекс цитирования
Тема Сопротивления в болгарском кино
23.12.2010 18:45

Тема Сопротивления вообще одна из главных тем болгарского кино, и в ее эволюции ясно видна смена этапов, эстетическое развитие, виден кинопроцесс.
...Революционная страстность и юношеский ригоризм были отличительной чертой первых лент, таких, как «Тревога» и «Герои Сентября», когда от героев и от авторов равно требовались классовая определенность, четкое деление на «белых» и «красных», «своих» и «чужих», когда конфликты были бескомпромиссны, а стиль —митингово декларативен.
...Вторая половина 50 - х —начало 60 - х годов вошли в киноискусство фильмами «На маленьком острове», «Первый урок», «Как молоды мы были». Сохранив свой революционный пафос, болгарское кино стало внимательнее вглядываться в людей, с действия акцент был перенесен на психологические мотивы, на намерения; о герое судили не только по тому, что он сделал, но и по тому, что он хотел и что надеялся сделать.

     Счастье болгарского кино, что его творцами были те, кто провел свою юность в рядах ремсовцев. Возвращение в прошлое —свое и страны —было внутренней потребностью этих художников, возможностью посмотреть из своей романтической юности в сегодняшний день.Проповедь в искусстве бывает скучна, назидательна, вызывает сопротивление зрителя, если только она не прошла сквозь сердце художника. Проповедь обретает силу, когда соединяется с исповедью,так случилось в фильмах о Сопротивлении, созданных на рубеже 50 —60 годов. И не случайно мотив вечного огня, который надо сохранить и передать, одинаково сильно прозвучал в фильме «Последнее слово», созданном Бинкой Желязковой, режиссером старой ленты «Как молоды мы были», и в картине «Откуда мы знаем друг друга?» молодого режиссера Николы Русева —истории знакомства, едва вспыхнувшей нежности и оборванного смертью чувства двух юных подпольщиков. «Дайте нам немного от вашей чистоты, от вашей ясности, дайте —для нашего сегодня»,звучат слова песни в финале фильма, и, в сущности, это рефрен всех нынешних фильмов о Сопротивлении. 
     И наконец, «Воспоминания о двойняшке». Если раньше тема Сопротивления развивалась в основном в городской среде," героями антифашистской борьбы были студенты, рабочие, профессиональные революционеры, то теперь она ушла вглубь, в самые основы народной жизни. И эта народная жизнь увидена, почувствована, осмыслена в ее разнообразных составляющих: жизни и смерти, буднях и праздниках, радости любви и тягости неизбежной смерти, в единстве семейных и земляческих связей и классовом противостоянии. Причем все это —в момент, переломный для Болгарии, накануне и после 9 сентября.
Здесь и традиционные патриархальные обычаи большой семьи. И крестьянская надежда разбогатеть, покупая по дешевке скот и делая для горожан, бегущих от бомбежек в села, луканку. И общий пир по случаю столь удачно начатого предприятия; и его финал, когда на стрехе сарая висят лишь веревки от съеденных колбас. Здесь беззаботная любовь веселого Гоши, трактирщика, пропившего свое наследство на бесплатном угощении всех желающих, и Виолетты —мы видели, как месят ее крепкие ноги фарш для колбас, а потом во время любовного свидания с Гоню. И деревенский дурачок Боко, откровенный в своей жажде любви. И рождественская гульба цыган —гульба до самозабвения, до гроба, когда мертвеца оттаскивают за ноги, чтобы не мешал живым. И страшный плач по убитым партизанам, привезенным в родную деревню; и тайная деятельность коммуниста Парвана, и допросы в полиции...
     Как удалось авторам фильма, сценаристу Коста Павлову и режиссеру Любомиру Шарланджиеву, сплавить воедино столь разнородные элементы? Секрет, во - первых, в традиционном для истории Сопротивления лирическом ощущении темы: это «спомен», воспоминание, исповедь автора, тогда 14 - летнего мальчишки, вспоминающего о прошлом и оценивающего его и себя из сегодняшнего дня. Второй композиционный центр картины —умирающая женщина, «близначка» Невена,быть может, лучшая работа Невены Кокановой. 
     А главное и новое —это понимание многомерности исторического движения. Описывая время 1812 года. Толстой отмечает: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»1. Эта жизнь шла и в 1944 году в Болгарии, и она показана в фильме в многообразии «своих существенных интересов», но высвеченных главным событием времени —революцией. В фильме есть разговор умирающей от рака Невены и коммуниста Парвана. Он благодарит ее за спасительное алиби, он уверен, что она идейно помогает революции, а Невена с отрезвляющей прямотой объясняет ему, что просто исполнила просьбу отчима, что революция и новый, будущий мир ее не интересуют. Сталкиваются две позиции, и за каждой стоит своя правда —вряд ли такой диалог был возможен в болгарском кино предыдущих лет.
     В финале этого фильма есть простой кадр, как в фокусе собирающий главное, что несет с собой эта картина, а может быть, и вообще самое существенное для современного болгарского кино: заснеженная долина под заходящим солнцем, кладбище у деревенской церковки, похороны жертв Сентябрьского восстания и стадо овец, мечущееся от залпов траурного салюта. Здесь и вещность, материальность, земные корни болгарского кино, и его напряженный лиризм, его фольклорная поэзия, и эпическое ощушение вечности жизни народа, в котором подвиг и смерть его сынов —короткая вспышка, освещающая путь. Необходимое звено в бесконечной цепи от прошлого к будущему. 

 

 

Интерактивная карта



Закладки

Share |
.